Очередной посещенный мной литературный вечер подтолкнул к написанию нескольких строк о веянии, с которым я непрерывно сталкиваюсь - так называемом урбанистическом верлибре.
Сам по себе верлибр, «свободный стих» как жанр совсем не нов - к нему начали подбираться еще французы в середине XIX века, а глубоко ценимый мной Уитни Уитмен оставил свои блестящие "Листья травы" - что можно назвать классикой свободного стиха.
В русской литературе - был Блок ("ты пришла с мороза раскрасневшаяся...) и Хлебников (с его гениальным "Садом"). В украиноязычной литературе - пускай подскажут те, кто лучше меня разбирается, мне в голову только Тычина приходит с его "Замiсть сонетiв та октав" приходит (так, кажется, очень давно читал). То есть, в самом жанре нет ничего плохого, равно как и нового – давно опробован, талантливые произведения созданы.
Сейчас я, наверное, уже могу себе позволить так
говорить. Вот в юности мы всё и обо всём знаем и имеем своё категорическое и
единственно правильное суждение.
Но при достижении определённого рубежа, когда
количество прожитых лет перерастает в качество мышления, вдруг открываются
необозримые горизонты твоего незнания. И становится сразу ясно, что твоё мнение,
как тебе раньше казалось, такое правильное и единственно достойное, это всего
лишь результат твоего личного жизненного опыта. Лично твоего. И, что твои
суждения не всегда бывают верными потому, что они формировались на основе твоего
личного жизненного багажа. Лично твоего.
И что интересно, чем больше этот багаж, чем богаче
жизненный опыт, тем он более универсален и тем чаще оказывается, что твоё
мнение и твои суждения всё более и более верны.
Но это всё так, некое философское отступление или,
если хотите, вступление перед темой, которую хотелось бы затронуть.
Современная
литература паталогически склонна к вымыслу. Ни один уважаемый, или уважающий
себя автор, в изложении новой книги, не обойдется без преисподней, космоса,
ведьмы или просто жути. Их отсутствие делает неполноценной современную,
популярную книгу.
Почему
так? Ответ, на мой взгляд, банально прост. Но я, не обижая авторов, честно стараюсь
обосновать его.
И,
вот попутный момент – будь государственная поддержка издания художественной книги,
которой впервые за много столетий мы лишены – вымысла в литературе было бы
меньше.
При
чем здесь одно к другому? Мытье не сравнимо с катаньем? Но я повторю: будь
государственная поддержка издания художественной книги – бездарного вымысла в
литературе было бы меньше.
Что делает конечный результат процесса
фотографирования произведением искусства? Чем, по своей сути, является фотография? Чтобы ответить на эти (далеко не
такие простые, как может показаться) вопросы, имеет смысл сопоставить фотографию
с другим видом искусства – поэзией...
Произошла трагедия. В Норвегии несколько десятков человеческих жизней принесены в жертву. Чему? Свободе? Концу свободы? Безумию? Расчету? Несбалансированной политике?
Тема не ушла в прошлое и по видимому, еще не один месяц будет стоять на повестке дня. Данный литературный труд оказался распиарен так, как никакому предыдущему лауреату Шевченковской премии и не снилось – хотя к литературе этот пиар имел самое опосредованное отношгение. Недавно Шкляр осчастливил своим визитом, книгой и несколькими интервью также и Харьков. Его поклонники в политике и искусстве осчастливили нас тем, что в ближайшем будущем появятся:
Многочисленные исследования в
рамках различных научных дисциплин обращают внимание на тот факт, что
литература постсовременного культурного периода насыщена архетипическими
сюжетами и персонажами. В рамках процесса возвращения мифа в литературу
принадлежащие коллективному бессознательному архетипы находят свое выражение в
искусстве.
Образ трикстера, обладающий набором маркирующих его качеств,
а также специфическое развертывание сюжета повествования принято называть
мифологемой трикстериады (являющейся общностью композиционной структуры
произведения и образа, обладающего специфическими признаками). Архетип трикстера в литературе XX-XXI вв. наиболее ярко
проявился в прозе (Дж. Джойс "Улисс", Дж. Апдайк "Кролик.
Беги", С. Кинг "Оно", М. Булгаков "Мастер и
Маргарита", Дж. Толкиен "Властелин колец", Дж. Фаулз
"Волхв", В. Пелевин "Священная книга оборотня" и др.)
Читать дальше - активируйте подчеркнутый заголовок
Литературные процессы, происходящие в эпоху метанарративов приобрели настолько многообразный и пластичный характер, что вопрос о том, что есть литература потерял даже свой субъективный характер. Многообразие средств и форм выражения, которое предоставляет пространство культуры, а также скорость трансформаций способов письма не дают определению «литература» хотя бы на секунду стать устойчивой дефиницией.
Синтетические манифестации из элементов научного дискурса, кинематографических и театральных сценариев, текстов, наполняющих виртуальную реальность, и повседневных речевых практик стали новой ризоматической нормой, встречающейся как во всех вышеперечисленных способах говорения, так и в том, что издательства и электронные медиа предлагают нам в качестве художественного повествования.
Кроме того, набившие всем оскомину теоретические выкладки теоретиков постмодернизма о смерти автора и узурпированные ими рассуждения о генерации текстов культурой и языком в качестве кода, сводят фигуру автора к функции ретранслятора, а литературу – к специфическому способу очертить внутренние и внешние границы самоописания культуры. Впрочем, тщательность обыгрывания тезиса о гибели субъекта подозрительно напоминает одну из фаз ритуального цикла умирающего и воскресающего бога, столь близкого культурам, вышедшим из средиземноморской колыбели.
Читать дальше - активируйте подчеркнутый заголовок
Не каждый напишет книгу, но у каждого может быть слово, которое нужно другим. Если есть, говорите – Вас могут понять. А иначе не будет книг… Будь Вы писатель, критик, гость, приветствуем на сайте издательства «Dobryni»!