В детстве и юности я очень любил такую погоду. Близость к природе, а у меня – охотника, она была неформальна, позволяла увидеть и оценить красоту не только с поверхности. Краски природы очень непостоянны – раздумывал детским умом я, наблюдая мир ищущим взглядом будущего художника. Краски мира непостоянны – они в постоянном смешении неведомой человеку палитры, и только внешний их блеск, дарованный светом солнца, способен ценить обыватель.
Дитя природы, я старался постичь ее истинную, а не блестящую красоту, и поэтому очень любил такую погоду. Такую, какой снова увидел сегодня, 19 сентября 2010 года.
Не скрою, был интерес корыстный: такая погода, вместе со снегом, косыми, холодными, гибкими стрелами ветра, прижимала от неба к земле стаи диких птиц. Им навстречу гремели выстрелы. Я стрелял торжествующе, много. Фартова, удачлива злая погода!
Я безоружен сегодня. Но волнуюсь и торжествую, вливаясь душой в непогоду, не стесняясь, и не боясь быть непонятым.
Как других, как утиные стаи в такую погоду, исподволь приземляет мысль: не будет рассвета, какой к черту день – отменила, перечеркнула дурная погода!..
Согрев руки дыханием, я спешу к реке. Событий и красок природы достаточно здесь – можно их наблюдать со двора и ближайших окрестностей. Но река – там простор, горизонты. Там, в низовьях, на подступах к горной гряде, на последнем отрезке равнины, восходит солнце. В последний момент отделяется от горизонта и начинает подъем, и уходит вверх, не угасая за горной грядой, а вздымаясь над ней. Так приходит день, затем, чтобы каждый из нас написал в нем свою страницу. Страница дарована, а заполнять ее нам…
Я спешу к реке, понимая, что нет сейчас там никаких горизонтов. Бестелесная адова смесь: снег, туман, ветер и холод. Черная птица и я одиноко взираем, по-разному, с разных высот и позиций на непогожий день первого снега.
Но такова, точно, жизнь: очевидна действительность в рамках пришедшего дня, остальное – за горизонтом. Остальное мы видим в мечтах и замыслах. А в них – сокровенные чувства и лучшие краски еще не раскрытой палитры. Там все это есть – за горизонтом, скрытым сегодня быть может затем, чтобы завтра, погожим, обыкновенным днем, мы научились ценить их дороже…
А рассвет пришел в это утро. Пришел не обычно, как приходил вчера, как всегда приходит – с востока. Не под силу сегодня востоку пробить лучи света сквозь тяжкие тучи – свет в это утро пробился с севера. От полярного круга, из края полярных сияний.
Человек несгибаем, а свет – негасим. Мы ведь так похожи!
Василий Добрынин Республика Саха-Якутия. 19 сентября 2010
|