Записки о Литературном фестивале в Смоленске
Встреча Хлебом-солью на границе Смоленской области. Каравай пробуют Александр Бобров, Михаил Ножкин, Павел Гулаков.
Автобус с
писателями ехал по смоленской земле. Вопреки прогнозу Интернета погода была
прекрасной: облака если и набегали на солнце, только затем, чтоб на несколько
минут дать нам передышку от яркого света и зноя. Сменяющие друг друга пейзажи –
поля, перелески, холмы… – навевали одно лишь определение: просторы. Вот мы
сходу проскочили мост через неширокую речку, мелькнула табличка с её названием
– «Лучеса». И сердце моё рванулось мгновенным воспоминанием:
Мать-земля моя
родная,
Сторона моя
лесная,
Приднепровский
отчий край,
Здравствуй,
сына привечай!
Здравствуй,
пёстрая осинка,
Ранней осени
краса,
Здравствуй,
Ельня,
Здравствуй,
Глинка,
Здравствуй,
речка Лучеса…
Василий Тёркин
и его гениальный создатель Александр Твардовский – это их родимые места!
Конечно я знала, что смоленский край – родина Твардовского, но только у речки
Лучесы по-настоящему это осознала.
Именно
смоленский край был избран в этом году для проведения уже шестого Фестиваля
литературы и искусства в Центральном федеральном округе России. И не случайно!
Он проходил под девизом «Рубежи истории – рубежи литературы». А два главных
исторических «рубежа» этого года – 50-летие первого полёта человека в космос и
70-летие начала Великой Отечественной войны. То и другое напрямую связано с
этими местами России.
Я напомню
коротко историю возникновения этих литературных праздников. Идея подобного
фестиваля появилась на 12 съезде Союза писателей России в 2004 году. С тех пор
фестиваль прошёл уже в нескольких городах центра России, и каждый раз он был
посвящён событию, дате или яркой личности. В Рязани – столетию со дня рождения
Сергея Есенина, в Белгороде – под девизом «Мы отстоим тебя, русская речь…», в
Липецке это были Пушкинские дни, в Калуге, в год Молодёжи, – «Звонкоголосая
юность России». Начиная с белгородского фестиваля, на эти праздники всегда
приглашаются писатели из Харькова, члены СП России. В прошлом году в Курске, на
фестивале «Нам дороги эти позабыть нельзя…», который был посвящён 65-летию
Великой Победы, были четверо харьковчан – об этом есть материал здесь, на
сайте. В Смоленск нас поехало трое: Анатолий Мирошниченко, Павел Гулаков и я –
все члены Национального союза писателей Украины и члены Союза писателей России.
Анатолий Мирошниченко и Ирина Глебова с Валентиной Ерофеевой-Тверской.
Ранним утром
21 июня комфортабельные автобусы направились из Москвы в сторону Смоленской
области, в них ехало более 80 литераторов из разных уголков России, а также
Белоруссии, Украины. Как было приятно узнавать известных писателей: Станислава
Куняева, Александра Боброва, Ларису Баранову-Гонченко, Надежду Мирошниченко,
Валентину Ерофееву-Тверскую, Бориса Орлова, Николая Рачкова, Азамата Юлдашбаева,
Константина Скворцова, Николая Гребнева… С некоторыми я познакомилась в
Белгороде и Липецке, кто-то приезжал к нам в Харьков на наши литературные
конференции, а с Владимиром Сорочкиным из Брянска встречалась совсем недавно на
съезде МСПМ в Сумах. И, конечно же, радостно было видеть среди нас Михаила
Ножкина – любимого нашего артиста, певца и коллегу по Союзу писателей России.
Мы ехали с ним в одном автобусе и всю дорогу пели – тем более что с нами был
прекрасный ансамбль народной песни из Ельца «Червлёный Яр» (один из троих его
участников, прозаик Александр Новосельцев, также член СП России). По этому
поводу вместе с Михаилом Ножкиным мы вспомнили знаменитую фразу из фильма
«Освобождение»… Советские войска уже ведут бои на окраинах Берлина, из
рейхсканцелярии Геббельс набирает наугад телефонный номер, попадает в большой
особняк, спрашивает хозяйку: «У вас есть русские? Что они делает?» И та
отвечает: «Они поют». Да, в комнате сидят два офицера, одного из которых играет
Николай Олялин, а второго – Михаил Ножкин, и герой Ножкина под гитару поёт
знаменитую «Последний бой, он трудный самый. А я в Россию, домой хочу…»
Город Гагарин (Гжатск). Комната Юры Гагарина.
Через два с
половиной часа въезжаем в город Гжатск, который с 1968 года, после гибели
первого космонавта, был переименован в Гагарин. Потому что это – родина Юрия
Алексеевича Гагарина. По сути, весь город – это музейный комплекс, связанный с
первым покорителем Вселенной. Интересно было побывать в залах «Музея первого
полёта в космос», но родной дом семьи Гагариных вызвал особенно трепетные
чувства. Комната Юры… Детство многих из нас прошло в таких же скромных
комнатах: стол с пачкой любимых книг, школьный пенал, пионерский галстук на
спинке стула… И даже новый дом, стоящий тут же, рядом со старым, подаренный
правительством страны родителям Гагарина после его полёта в космос – он такой
же скромный и непритязательный, какими были и сами эти простые советские люди.
Я ходила по этим комнатам, сохранившим настоящую обстановку семьи – здесь жили
родители самого знаменитого человека Мира, сюда постоянно приезжал он сам, – и
думала… Какая слава была у Гагарина, какая огромная любовь людей всей Земли! А
он всегда оставался скромным, совестливым и простым. Михаил Ножкин, который
крепко дружил с Юрием Гагариным, вспоминал и рассказывал нам у памятника
космонавту: «Мы с ним должны были выступать в одном рабочем клубе. Я стою на
крыльце курю, смотрю: Юра бежит бегом. Спрашиваю: «Чего бежишь?» А он отвечает:
«Так ведь опаздываю! Люди скажут: Гагарин зазнался, заставляет себя ждать…» А
нынешние так называемые «звёзды шоу-бизнеса» – что они по сравнению с
Гагариным! Пыль! А не могут «наесться» квартирами, пентхаузами, особняками,
капризничают, приезжая на гастроли: не такой лимузин им подали, не такой номер
в гостинице!..
Писатели Елена Пиетиляйнен (Карелия), Станислав Куняев (Москва), Надежда Мирошниченко (Сыктывкар) и Зоя Богомолова (Ижевск)в усадьбе Грибоедова "Хмелита".
Дальше наш
путь в Смоленск лежал через ещё одно прекрасное место этого края – усадьбу
«Хмелита» – родовое имение семьи Грибоедовых. Поражающее воображение красотой и
размерами дворянское поместье: дворец с анфиладами залов и комнат, каскад
лестниц, спускающихся в сад… Поражают и масштабы реконструкции, и средства,
отпущенные правительством края на неё. И вновь напоминание: истинные таланты
всегда скромны и самоотверженны. По родовитости, по состоянию своему Александр
Грибоедов мог вести жизнь элитного прожигателя жизни. Но он учился и трудился
на благо Отчизны. Что мы помним из школьной программы: Александр Сергеевич
Грибоедов – писатель одной книги, пьесы «Горе от ума». Но этот блестящий
рифмованный шедевр до сих пор не сходит с театральных сцен, а сам Александр
Грибоедов – настоящий «вундеркинд», – в 15 лет окончил словесный факультет
Московского университета. Потом – ещё два факультета, знал в совершенстве 12 иностранных
языков, в 17 лет, когда началась Отечественная война 1812 года, добровольцем
вступил в гусарский полк… Он служил России в дипломатических миссиях Тифлиса,
персидского Тегерана. И погиб, когда толпа религиозных исламских фанатиков
разгромила русскую дипломатическую миссию в Тегеране. Погиб как герой, с саблей
в руке. Его изуродованное тело вывезли в Тифлис и погребли на горе Мтацминда в гроте при церкви Святого Давида. Юная
княжна Нина Чавчавадзе, ставшая всего лишь полгода назад женой писателя,
поставила ему памятник с надписью: «Ум и дела твои бессмертны в памяти
русской, но для чего пережила тебя любовь моя?». Какая насыщенная делами и
смыслом жизнь, длившаяся всего 34 года!..
Как всегда
бывает на таких праздниках, состоялся Пленум Союза писателей России. Проходил
он в Смоленской областной универсальной библиотеке имени А.Т.Твардовского. Вёл
Пленум председатель правления Союза писателей России Валерий Николаевич
Ганичев, рядом с ним находился губернатор Смоленской области Антуфьев Сергей
Владимирович. Много писателей выступило, все говорили очень интересно – остро,
современно, актуально. Вспомню фрагментарно несколько.
Валерий
Ганичев назвал «Три урока литературы», которые она вынесла из войны и Победы.
Первый: сразу с первых дней нападения, без всяких указаний сверху, в
писательских выступлениях, стихах стали мощно звучать слова «Родина», «Россия»,
«Священная война». И это имело большое значение, ложилось на умы и сердца
людей. Второй: появление в произведениях героя-патриота – воина, подпольщика,
партизана. Поэма Маргариты Алигер «Зоя» была написана в 42-м году, через
несколько месяцев после гибели Зои Космодемьянской, по горячим следам её
короткой жизни и героической смерти… В сентябре 42-го началась публикация
первых глав поэмы «Василий Тёркин». Она имела такой успех, что когда
Твардовский в 43-м году хотел завершить поэму, он стал получать множество писем
– читатели требовали продолжение!.. В 43-м году в газете «Правда», вскоре после
освобождения донецкого Краснодона, была опубликована статья Александра Фадеева
«Бессмертие». А вскоре, на её основе, он начал писать свой знаменитый роман
«Молодая гвардия»… Валерий Николаевич Ганичев спрашивал современных школьников
– никто из них не читал «Молодую гвардию»… И третьим уроком В.Ганичев назвал
«ненависть» – чувство, которое так же сильно звучало в военных произведениях.
Иначе и быть не могло, если вспомнить хотя бы один факт: 593 тысячи (19
Бухенвальдов!) мирных жителей Смоленска было убито фашистскими оккупантами. Вот
почему звучало у Симонова «Сколько раз ты его увидишь, столько раз и убей», у
Светлова «Я стреляю, и нет справедливости справедливее пули моей», рассказ Шолохова
«Наука ненависти»… А какова сила талантливого Слова, мы знаем.
Станислав
Юрьевич Куняев (не могу удержаться, чтобы не сказать: с юных лет Станислав
Куняев – мой любимый поэт) рассказал, что в 6-м номере журнала «Наш
современник», главным редактором которого он есть уже много лет, дан обзор
Ганичева всей литературы войны, которая помогала Победе. И что губернатор
Белгородской области Евгений Степанович Савченко, прочитав этот материал,
попросил увеличить тираж журнала для того, чтобы он был в каждой школе
Белгорода и области. Рассказал С.Куняев и о том, что подготовил большое
собрание стихов современных поэтов о Сталине. Написаны они не в эпоху «культа
личности», не в годы войны, не во время хрущёвской «оттепели» или брежневского
«застоя». Написаны стихи в последнее двадцатилетие – во время огульного
антисталинизма. Эти мужественные стихи русских поэтов отстаивают честь
отечественной литературы и истории.
Лариса
Георгиевна Баранова-Гонченко, один из самых известных публицистов и критиков,
статс-секретарь СП России, страстно и вдохновенно говорила о том, что не должно
нам стесняться своего советского прошлого. Мы победили в страшной войне потому,
что до войны пели «На границе тучи ходят хмуро…», потому что школьники читали
«Войну и мир», «Два капитана», потому что ещё до войны дети гордились
отцами-«испанцами». А ещё потому, что на Красной площади стояли Минин и
Пожарский, потому что маршал Жуков всю войну возил в машине икону Казанской
Божьей Матери. И если завтра грянет новая война, мы победим только если «звёзды»
не будут бояться «крестов»…
О войне и
Победе говорил писатель, автор многих книг поэзии и прозы, моряк-фронтовик Михаил
Матвеевич Годенко. Удивительный человек: ему 92 года, а он энергичен, мобилен,
разговорчив, улыбчив! Он вручил Валерию Ганичеву копию Знамени победы, тот
принял его вместе с Николаем Ивановым, писателем и офицером, прошедшим
Афганистан, Чечню и недавнюю «горячую точку» – Цхинвал.
Передача копии Знамени Победы. Михаил Годенко, Валерий Ганичев, Николай Иванов.
Писатель
Владимир Фомичёв предложил увековечить память жителей деревень, сожжённых
немцами на оккупированной смоленской земле. Он представил нам единственного
чудом уцелевшего жителя деревни Новая Борьба, в которой заживо сгорели 270
человек – Петра Бычкова.
У памятника "Александр Твардовский и Василий Тёркин". А потом –
возложение цветов к прекрасному памятнику «Александр Твардовский и Василий
Тёркин»: автор и его литературный герой сидят и беседуют, улучив момент затишья
между боями… Вместе со смолянами 22 июня, ровно в четыре часа, со свечами
писатели Крестным ходом прошли к Поклонному кресту перед Успенским собором
Смоленского кремля на берегу Днепра, отслужили вместе с батюшкой поминальную
литию по всем погибшим в годы Великой Отечественной войны и пустили на плотах
по течению Великой реки свои свечи. А через несколько часов писательские
бригады разъехались по Смоленской области – встречаться с читателями небольших
городков и населённых пунктов.
Писательская бригада в Сафоново. Нас ждали
учителя, работники библиотек, студенты и старшеклассники в городе Сафоново. Нас
– это Владимира Сорочкина из Брянска, Елизавету Иванникову из Волгограда,
Николая Игнатенко из Томска, москвичей
Николая Иванова и Николая Беседина, и меня, харьковчанку. Нас принимали
не просто тепло – радостно, слушали с таким вниманием и пониманием, трогательно
волновались юные поэты, читавшие нам свои стихи. Интересно, что город Сафоново
один из самых молодых городов Смоленщины: он был образован в 1952 году. А вот
библиотека, в которой мы выступали уже отметила свой 100-летний юбилей! В
деревне Сафоново и пристанционном посёлке Дорогобуж ещё в 1906 году, в здании
пожарной сельской дружины, была открыта общественная библиотека на частные средства.
А завершился
фестиваль на родине Александра Твардовского. Сначала ребята из народного театра
в райцентре Починки, прямо перед памятником А.Т. Твардовскому, мастерски и
задорно сыграли для нас отрывки из «Василия Теркина». А после все поехали на
хутор Загорье, который был восстановлен братьями любимого нами поэта –
Константином Трифоновичем и Иваном Трифоновичем. Дом, кузница, где работал отец
поэта, банька, колодец… Наверное не было ни одного из нас, писателей, кто бы не
попил водицы из этого колодца!
На поляне у
мемориального камня пели чудесные народные песни – причём песни именно
смоленского края, – два фольклорных ансамбля из ближайших деревень. А когда
концерт подошёл к концу, поднялся Михаил Ножкин. «Друзья, – сказал он. – Сегодня
такой день! 22 июня! Давайте вместе споём «Последний бой»!» Что тут произошло!
В едином порыве его окружили и писатели, и самодеятельные певцы – все, кто был
в тот момент в Загорье. Заиграли баяны, гармони, гитары, подхватывая мотив
знаменитой песни. А вместе с Михаилом Ножкиным, автором и исполнителем её,
вдохновенно запели все. Рядом с Михаилом Ивановичем встал Валерий Николаевич
Ганичев, их голоса, усиленные микрофонами, задавали тон. Да, воистину это был
прекрасный финал литературного патриотического праздника!
"Последний бой, он трудный самый!" - поют Михаил Ножкин и Валерий Ганичев.
Как всегда
бывало в таких поездках, я привезла с собой целую библиотечку книг моих друзей
и коллег. Это самый ценный подарок для меня. Только что вышедшая у Станислава
Куняева новая остро-публицистическая книга «Жрецы и жертвы Холокоста». Её можно
принимать или не принимать, но её фактаж, как всегда у Куняева, неопровержим… И
тоже только из печати интереснейшая книга Валерия Хайрюзова «Юрий Гагарин.
Колумб Вселенной». Она читается, как увлекательный роман, в ней столько много
новых неизвестных фактов, документов, свидетельств… Книги лирических и
гражданских стихов Валентины Ерофеевой-Тверской, поэтессы из Омска, хорошо
известной в России… Небольшая книжка стихов совсем молодого поэта Василия
Попова. Молодого по возрасту, но парнишка этот из города Ангарска уже член
Союза писателей России, лауреат Всероссийской поэтической премии «Соколики
русской земли», Славянского литературного форума «Золотой Витязь». «Лети, лети,
душа моя…» называется этот сборник. Не хочу предсказывать будущее этого поэта,
скажу лишь, что Вася пьёт из того же родника, который утолял Сергея Есенина,
Николая Рубцова. А читатели журнала «Славянин» в следующем номере, который
выйдет в сентябре-октябре, смогут сами прочитать подборку стихов Василия
Попова…
Ирина Глебова.
|